14.08.2013, 14.30 - Елена Трынкина

Юрий Бурэ:: Все мы обладаем одним недостатком — все мы стареем

Юрий Бурэ: Все мы обладаем одним недостатком — все мы стареем

14 августа свой день рождения празднует художественный руководитель Курского драматического театра имени А.С. Пушкина Юрий Бурэ. Народному артисту России, лауреату Государственной премии России исполняется в этом году 75 лет. Свой творческий путь в Курском театре Юрий Валерьевич начал в далеком 1982 году в качестве главного режиссера. Здесь его первой работой стал спектакль «Не был… не состоял… не участвовал» Ю. Макарова, в котором тогда была задействована практически вся труппа театра. Всего же на сцене Курского драмтеатра Юрием Бурэ поставлено более 50 спектаклей. Все работы Юрия Валерьевича отличаются тем, что выполнены на высочайшем профессиональном уровне, и неудивительно, что вызывают неизменный зрительский интерес. Накануне своего 75-летия Юрий Бурэ дал эксклюзивное интервью корреспонденту ИА KURSKCiTY.

 

- Юрий Валерьевич, как начался Ваш творческий путь в Курском драматическом театре?

- В 1982 году меня пригласили сюда на должность главного режиссера. Первой моей постановкой здесь стал спектакль «Не был… не состоял… не участвовал» Ю. Макарова. Тогда в этой постановке была занята практически вся труппа.

- Есть ли такие работы, которые спустя какое-то время хотелось бы каким-то образом переделать, пересмотреть?

- Возможно, если бы я сейчас заново ставил свои работы, то сделал бы их немного по-другому. А вообще я редко пересматриваю работу. Один спектакль выпустился, за ним ставится другой... Так что сказать, что хотелось бы что-то взять и переделать заново, я не могу. Хотя далеко не все всегда удачно получается.

- Какая атмосфера обычно царит на сцене во время репетиций?

- Нормальная, рабочая атмосфера. Разбираемся, что к чему. Как мне кажется, конфликтов особых не бывает. Скандалов тоже.

- Какие постановки Курского театра Вы бы в первую очередь порекомендовали посмотреть гостям нашего города?

- Не знаю. Люди разные, а значит разные вкусы. Кому-то нравятся комедии, кому-то — мелодрамы... Я не могу так сказать, что в нашем театре есть какие-то спектакли, которые надо обязательно посмотреть, а какие-то — смотреть не надо. Как мне кажется, все зависит от вкуса человека. Я бы рассказал, спектакли какого жанра у нас имеются, а уж там сами выбирайте, что вас интересует.

- Юрий Валерьевич, насколько мне известно, Вы всегда весьма благосклонно относитесь к молодежи. В нашем театре немало вчерашних выпускников, начинающих актеров. Чем вызвано такое доверие?

- Театр — это искусство для молодых, искусство молодых. Все мы обладаем одним недостатком — все мы стареем. А почти в каждой пьесе имеются центральные роли, которые должны играть молодые. Молодежь без опыта, конечно, растеряется, когда будет играть эти роли. Поэтому для меня очень важно, чтобы начинающие актеры, как только они приходят к нам в театр, сразу стали входить в общий ритм работы.

- Талант, как правило, виден сразу? Или же нужно время, чтобы разглядеть его, если вообще таковой имеется?

- Это все очень индивидуально. Я неоднократно говорил и буду говорить, что был абсолютно прав Александр Сергеевич Пушкин, который сказал: «Талант — это предрасположение к труду». Если человек хочет работать, это уже о чем-то говорит. Есть люди, которые не хотят работать, полагая, что все само к ним придет. Поверьте, само ничего не приходит. Вдохновение не придет само, его надо к себе притащить, привести. Обычно еще с первых курсов обучения, с первых шагов на сцене видно, хочет ли человек что-то сделать и насколько он прикладывает к этому силы. Старательные люди сразу вызывают у меня уважение. А человек ленивый, который думает, что все само получится, как правило, у меня уважения не вызывает.

- Не секрет, что у нас в театре есть актеры более востребованные, есть - менее востребованные. Многие служат в Курском театре уже несколько лет, а вот центральные роли так и не достаются им... С чем это связано?

- Понимаете, это очень болезненный вопрос. Я понимаю, каждый актер, конечно же, считает себя талантливым человеком и хочет играть главные роли. Но есть такая вещь, как слово художественного руководителя, который не всегда согласен с позицией актера. У меня свое видение, у него - свое. Парадоксальность профессии актера заключается в том, что он, безусловно, главная фигура театра - не будет актера, не будет спектакля. Но в то же время эта фигура безумно зависимая. Зависимая от режиссера, от художника, от всех цехов, которые его одевают, обувают, гримируют, освещают, и так далее. Но ведь, понимаете, каждый режиссер хочет поставить хороший спектакль. А распределение ролей, это если не 70 процентов успеха, то 50 процентов точно. Режиссер думает, кого из актеров назначить на центральные роли для того, чтобы достичь этого успеха. С точки зрения художественного руководителя одни актеры больше подходят на эти роли, другие — меньше. Вот и получается, что кто-то задействован в постановках больше, кто-то — меньше. Хотя и здесь, на мой взгляд, сказывается то, о чем я говорил ранее - вопрос таланта. Каждый режиссер смотрит на каждого актера по-своему. Возьмем для примера художника. Перед ним лежит палитра красок, и какую краску использовать в данном произведении, конечно, решает сам художник, а не краска. Каждый актер — это тоже своеобразная краска, если можно так выразиться. Ну и надо сказать, что чаще всего не задействуют актеров, хотя бывают и исключения, более ленивых, тех, кто, например, хуже готовится к репетициям.

- И все-таки у таких актеров, менее задействованных, есть шанс в ближайшем будущем попробовать себя в качестве центрального персонажа?

- Я не могу ответить на этот вопрос, потому что это во многом зависит от самих актеров. Вот, к примеру в нашем театре есть такие востребованные актеры, как Александр Швачунов и Галина Халецкая. Они изъявили желание самостоятельно сделать на нашей малой сцене спектакль под названием «Пришел мужчина к женщине». И они прекрасно справились с работой и играют в этой постановке. У них все получилось, я очень рад за них. Любому актеру на нашей малой сцене открыт путь к творчеству и экспериментам, однако для этого нужно приложить труд. Почему бы не очень востребованным в нашем театре актерам также не попробовать себя на малой сцене?..

- Чем порадует нас новый сезон?

- Ближайший сезон будет сезоном классической литературы. Откроется он знаменитой пьесой Шекспира «Ромео и Джульетта». Потом мы поставим музыкальный вариант знаменитой древнегреческой комедии Аристофана «Лисистрата». Далее, по традиции, новогодняя сказка «Волшебные часы». Чуть позже мы планируем сделать инсценировку знаменитого романа О. Уайльда «Портерет Дориана Грея», затем будем ставить молодежный фарс «Молодые люди» Р. Белецкого. Закрывать сезон думаем премьерой пьесы нашего знаменитого драматурга А. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше».

- Придется ли расставаться с какими-то спектаклями?

- Конечно, придется. Но пока я не знаю, с какими именно. Поймите, это вынужденная мера. Очень часто мы снимаем спектакли, которые могли бы еще идти и идти. Проблема в том, что негде хранить декорации. Вот недавно по этой самой причине списали замечательный спектакль «Женитьба Белугина».

- Юрий Валерьевич, всем известно, что у вас творческая семья. Расскажите, где Вы познакомились с будущей супругой — Ларисой Геннадьевной Соколовой (народная артистка России Лариса Соколова - актриса Курского драматического театра - Прим. ред.)? Ваша дочь имеет отношение к творчеству?

- В театре в г. Волгограде, я приехал туда работать, и Лариса Геннадьевна тоже. Наша дочь и ее муж закончили Воронежскую государственную академию искусств. Но дочка по профессии не работает, зять, можно сказать, работает относительно по профессии. Сейчас они живут в Санкт-Петербурге.

- Есть ли в вашей семьи какие-то традиции, любимые праздники?

- Нет, традиций особых нет. Все, как у всех — отмечаем Новый год, дни рождения.

- Чем Вы занимаетесь в свободное время?

- Театром. Хобби никого нет.

- Ваша самая главная мечта.

- Чтобы каждый день в нашем зрительном зале была стопроцентная заполняемость. Конечно, нам не стоит жаловаться — в Курском театре заполнение зала одно из лучших в России. Но тем не менее, предела прекрасному нет.

- Если бы не профессия режиссера, то...

- У меня есть вторая профессия — до того, как я стал режиссером, работал около года инженером-архитектором. Но потом я все-таки свернул с «нормального» пути и попал в ГИТИС на курс Марии Осиповны Кнебель.

- Что бы Вы пожелали своему зрителю?

- Любить театр. Театр - это очень интересная вещь. Магия театра заключается в том, что мы прекрасно знаем, что сидим в зрительном зале, мы прекрасно знаем, что на сцене актеры, а актеры прекрасно знают, что они что-то изображают, но мы переживаем вместе с ними. Это я говорю о хороших спектаклях и о хороших актерах. Понимаете, мы захвачены тем, что происходит на сцене. Вот в этом и заключается завораживающая магия театра. Мне кажется, это именно то, что делает театр, с моей точки зрения, бессмертным. И потом, театр - это единственный вид искусства, в котором акт творчества происходит на глазах у зрителя. Актер здесь и сейчас создает свою роль, то есть на глазах у зрителей рождается произведение искусства. Один и тот же спектакль в театре каждый раз может идти по-разному. В этом и есть прелесть театра.

- Юрий Валерьевич, Вы отмечаете юбилей — 75 лет. Что значит для Вас эта дата, что Вы чувствуете?

- Вы знаете, радости по этому поводу нет. Ведь это человечество придумало праздновать дни рождения, новый год, чтобы как-то скрасить основные события, происходящие в нашей жизни. Все-таки все идет к концу, поэтому я не могу сказать, что я безумно счастлив, что мне исполняется столько лет. Конечно, хотелось бы быть моложе, но ничего не поделаешь — жизнь есть жизнь. Особых ощущений по поводу юбилея я не испытываю: сегодня мне 75, в прошлом году было 74... Ничего необычайного лично для меня в этом нет.

закрыть