10.09.2014, 00.00 - Елена Трынкина

Ольга Яковлева:: Как можно жить без театра?

Ольга Яковлева: Как можно жить без театра?

Ольга Яковлева — одна из ведущих актрис Курского драматического театра им. А.С. Пушкина. Она полна творческих сил, энергии и, несомненно, вызывает восхищение зрителей своим непревзойденным мастерством и обаянием. В труппу Курского драмтеатра она была принята в ноябре 1982 года. По прошествии более 30 лет в репертуаре Ольги Яковлевой около 80 ролей в спектаклях русских и зарубежных авторов. Как отмечают многочисленные поклонники таланта Ольги Анатольевны, основная черта творческой манеры артистки – искренность и непосредственность. О том, что значит театр для заслуженный артистки, которая, к слову в августе отметила свой юбилей, а также о своей жизни на сцене, о своих творческих волнениях Ольга Яковлева рассказывает в интервью ИА KURSKCiTY.

- Ольга Анатольевна, в Курском театре Вы более 30 лет. Как бы для себя Вы охарактеризовали эти годы?

- Прежде всего хотелось бы сказать, что они очень быстро пролетели. По большому счету я очень рада, что я в этом театре. У нас благоприятная, хорошая атмосфера в коллективе, и это действительно дорогого стоит. Я иду сюда с радостью, невзирая ни на какие проблемы - я имею ввиду творческие. Вы знаете, это даже не работа, театр - это второй дом, вторая семья. Слава богу, хорошая семья.

- Были ли у Вас когда-либо трудности в актерской профессии?

- Когда работаешь над ролью, трудности, конечно, возникают. Это естественно, и я думаю, без этого невозможно, ведь актер всегда что-то ищет. Но ты стараешься преодолеть эти трудности. Бывают такие периоды, когда начинаешь сомневаться в себе — а может, вовсе уйти из театра?.. Но тут же думаешь - как же без него жить? Как у нас говорят: актер - это диагноз, это болезнь (смеется).

- Можете ли Вы сказать, что теперь Вам по плечу сыграть любую роль?

- Нет. Так невозможно сказать. Я заранее не могу знать, получится ли что-то или нет. Слава богу, у меня в театре разноплановые роли. Желание сыграть что-то новое, безусловно, всегда есть. А уж как получится, это судить зрителю.

- Какие роли Вы бы хотели еще сыграть?

- Я не могу ответить на этот вопрос. Понимаете, чтобы кого-то сыграть, нужно чтобы и режиссер тоже, как говорится, загорелся этой ролью, этим произведением. Иными словами, чтобы было обоюдное желание — режиссеру поставить именно этот спектакль, а мне сыграть в нем. А так... Сложно сказать.

- Персонажи, которых Вам приходилось играть на сцене, всегда ли были Вам близки?

- Нет, не всегда. Бывали роли, которые по нутру мне были не близки, но я актриса, и я должна делать это. Во всяком случае до сих пор в своей жизни я ни разу не отказывалась от какой-либо роли.

- Бывают ли споры, конфликты с режиссером?

- Нет, с режиссером я стараюсь не спорить. Стараюсь делать то, что он хочет. Хотя есть такие актеры, которые полагают, что именно в споре с режиссером рождается истина. Я не из их числа. Лично я считаю, что спор делу не поможет. Хотя бывали случаи, что помогал. Но опять же, повторюсь, это касалось не меня.

- Каким образом роли влияют на Вашу жизнь?

- Скорее наоборот, на роли откладывается мой жизненный опыт.

- В чем источник вдохновения для Вас? Перед спектаклями как-то по-особенному настраиваетесь?

- Особых каких-то рецептов «настроя» нет. Что я могу сказать по этому поводу, так это то, что немного выбивает из колеи неожиданная замена спектакля. Допустим, я знаю, что такого-то числа играю в таком-то спектакле. И тут буквально накануне сообщают, что этот спектакль заменили на другой. То есть, смотрите, что получается: психологически, неумышленно, настрой идет еще на ту постановку, которую должна была играть первоначально. И, конечно, начинаются какие-то переживания. Спектакль заменили, поставили другой, а ты вроде как морально еще не готов к нему. Это случается А вот так, чтобы как-то специально сидеть настраиваться, этого не бывает. Просто перед спектаклем повторяешь свою роль.

- В каких постановках — классических или современных - Вам интереснее играть?

- Да я бы не стала выделять. И там, и там. Даже те роли, которые мне не нравятся, все равно я их люблю, они для меня, как дети.

- В наш театр часто приезжают режиссеры из других городов и даже стран. Насколько легко Вы находите с ними общий язык? С Юрием Валерьевичем (Юрий Бурэ — художественный руководитель Курского драматического театра — прим. ред.), наверное, проще работать, ведь Вы уже давно его знаете?

- С Юрием Валерьевичем мы работаем вместе на протяжении долгих лет, в принципе его можно понять даже с полуслова. Но, что я хочу сказать. То, что в наш театр приезжают разные режиссеры, это тоже хорошо. Каждый, естественно, по-своему работает. Да, бывают режиссеры, принцип работы которых тебя не совсем устраивает, но ты понимаешь, что можешь быть недовольной, тем не менее все равно стараешься сделать так, как того хочет режиссер. Потому что именно он ставит спектакль, он видит все со стороны, а я не вижу того, что видит он.

- Сами никогда не подумывали попробовать себя в качестве режиссера?

- Нет, я считаю, что надо родиться режиссером. Это особая профессия.

- Есть ли у Вас желание передавать свое мастерство другим? Даете ли Вы советы молодым актерам?

- В принципе советы я стараюсь не давать. Я могу сказать, что данная работа сделана хорошо, мне понравилось. Причем, могу сказать это не только молодому актеру, но и любому другому. А советы давать боюсь, ведь я могу сбить актера. Опять-таки режиссеру виднее. Я чувствую так, режиссер — по-другому.

- Переживаете ли Вы по поводу списанных спектаклей?

- Да, бывает очень жалко. Но когда чувствуешь, что спектакль действительно уже отжил свое, то здесь уже не так переживаешь. А если спектакль снимают по каким-то вынужденным обстоятельствам, например, актер уехал, а спектакль к тому же молодой, в таких ситуациях просто безумно жалко его терять.

- В сентябре Курский драматический театр вновь едет на гастроли в Москву, в Малый театр. Каковы Ваши ощущения в преддверии этой поездки, волнуетесь?

- Переживания были два года назад, когда мы впервые ездили туда. Что там будет, как нас примут?.. Все-таки столичная сцена... К счастью, все прошло хорошо. С утра мы приезжали в театр, утром у нас шла репетиция, затем после небольшого перерыва мы выходили к зрителям на сцену и играли. Лично для меня такой режим дня, между прочим, спасал. Было бы хуже, если бы, к примеру, у нас полдня было бы свободно, а вечером мы бы играли. То есть, когда ты все время в работе, меня это успокаивало.

- Насколько мне известно, вас приняли очень хорошо?

- Да, это правда. Мы сыграли первых два спектакля - «Ханума» и «Жертвы века», - и помощник режиссера Малого театра подошла к нам и сказала, что наши спектакли ей очень понравились. Как она отметила, они «на уровне наших (Малого театра — прим. автора) самых лучших».

- В этот раз уже не так волнительно ехать?

- Да, не так. Первый раз было страшнее. И потом думаешь, а ведь мы не хуже (улыбается).

- Чем занимаетесь в свободное от театра время?

- Домашним хозяйством в основном. Еще я очень люблю цирк.

- В каких постановках мы увидим Вас в новом сезоне?

- Я пока еще не знаю.

закрыть